Регенерация отработанных масел: реальность и перспективы

регенерация отработанных масел

В наше время самый большой объем производства и потребления среди всех смазочных масел принадлежит маслам на нефтяной основе. Тенденция к увеличению выпускаемых объемов этого продукта прослеживается достаточно четко, что требует внедрения новых и совершенствование существующих методов сбора, переработки и регенерации.

Одним из наиболее экономичных способов обращения с вторичными ресурсами является регенерация отработанных масел непосредственно в месте потребления. Некоторые специалисты считают процессы старения необратимыми и мало влияющими на срок службы смазочных нефтепродуктов. Больше внимания следует уделить различным чужеродным примесям, которые, накапливаясь в масле, существенно ухудшают его качество. Механические способы очистки способны решить данную проблему и способствуют повторному использованию смазочных масел по прямому назначению. В большей степени это относится к трансформаторным, турбинным, индустриальным и гидравлическим маслам, в меньшей – к моторным. Хотя именно последние уверенно лидируют по объему производства.

Регенерация отработанных масел выполняется при  помощи физических, химических и физико-химических методов. На сегодняшний день чаще всего используются физические методы, к которым принадлежат: отстаивание, фильтрация, центрифугирование и вакуумная сушка. Физико-химические и химические методы более сложные, поэтому применяются только в случае наличия сильного загрязнения или глубокого старения масел.

Для обеспечения хороших предпосылок для будущей обработки загрязненного масла его сбор необходимо осуществлять раздельно по маркам. Это позволяет сократить количество потенциальных отходов и получить на выходе продукт высокого качества.

Ежегодно в мире собирается около 15 миллионов тонн отработанных масел, при этом от 70 до 90% такого сырья используется в качестве топлива. Во многих странах до сих пор не налажен централизованный сбор и утилизация, поэтому приведенные данные являются приближенными.

Среди наиболее часто используемых способов утилизации отработанных масел стоит выделить следующие:

  • переработка или очистка от отдельных загрязнений с целью получения котельного топлива;
  • вторичная переработка с получением базовых компонентов;
  • раздельная регенерация с получением продукта, пригодного к использованию по прямому назначению.

Получение котельного топлива

На возможность использования отработанного масла в качестве топлива обратили внимание из-за достаточно высокой теплоты его сгорания. Например, теплота сгорания отработанного моторного масла составляет 45 МДж/кг, что больше, чем у топочного мазута (40-42 МДж/кг).

Но сжигание отработки в виде топлива имеет определенные ограничения, которые связаны с охраной окружающей среды. Эти проблемы не являются критическими, но требуют дополнительных затрат, что делает отработанные масла менее значимым топливом, чем свежие продукты. В частности, необходимо предусмотреть наличие специальных сооружений для хранения и смешивания отработанных масел, приобрести специальные фильтры, модифицировать существующие печи, решить проблему возможных отложений в топливной аппаратуре. Последние требуют частой очистки и снижают эффективность процессов сгорания. Кроме того, сжигание отработки может приводить к росту количества вредных выбросов, что требует наличия специального контроля.

Но ситуация не такая патовая, как может показаться на первый взгляд. Например, в США достаточно хорошо отработаны технологии, позволяющие отгонять из отработанного масла воду и легкие топливные фракции в простых отварных колоннах. Конечный продукт, хотя и обладает невысокой зольностью, но является высококачественным котельным топливом.

Вторичная переработка

При осуществлении вторичной переработки главные трудности связаны со сбором отработанного сырья. Если на этапе сбора удалось выполнить все требования, то дальше задействуют такие процессы, как сернокислотная и адсорбционная очистка, гидроочистка, ультрафильтрация, тонкопленочное испарение, экстракционная очистка. На сегодня наибольшее количество отработанного сырья перерабатывается при помощи сернокислотной очистки.

Регенерация отработанных масел: суть процесса

Если конечной целью вторичной переработки отработанного масла является получение базовых компонентов, то регенерация предусматривает полное восстановление свойств обрабатываемого масла до исходных значений. Вполне логично, что такой продукт может использоваться и дальше по прямому назначению. Выгоды регенерации очевидны: не нужно тратить деньги на покупку свежих нефтепродуктом для осуществления замены, решаются проблемы выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Компания GlobeCore является одним из ведущих производителей и поставщиков оборудования для регенерации трансформаторных, турбинных, индустриальных и других типов масел. Процессы GlobeCore основаны как на классических подходах, так и на инновационных, предложенных конструкторским отделом компании.

Регенерационные установки обладают необходимой мобильностью, что позволяет проводить обработку нефтепродуктов в месте непосредственного потребления. Процессы регенерации не требуют больших затрат электроэнергии и не сопровождаются вредными выбросами в окружающую среду.

Доверяя свое отработанное масло оборудованию GlobeCore, Вы получаете не только гарантированную прибыль, но и делаете свой вклад в сохранение нашей планеты для будущих поколений.