Что такое переработка отработанного масла?

переработка отработанного масла

Чаще всего о проблемах экологии мы слышим в контексте добычи и транспортировки сырой нефти. Ее попадание в окружающую среду способно привести к деградации почвы, загрязнению водоемов и атмосферы. В связи с большой оглаской для решения данных проблем предпринимаются определенные шаги, но об опасности отработанных нефтяных масел во всеуслышание говориться далеко не всегда. И это при том, что ежедневно в мире образуются тысячи литров отработки. Переработка отработанного масла – важный инструмент в борьбе с отходами нефтепродуктов.

Что следует считать отработанным маслом?

Что такое переработка отработанного масла?Общее определение гласит, что отработанным маслом стоит считать минеральное масло, полученное из сырых нефтей, или же синтетическое масло, в состав которого входят примеси, потерявшие свои эксплуатационные свойства. В ходе использования масла со временем загрязняются и теряют свои характеристики. Такой продукт не используется по прямому назначению и переходит в разряд отработки.

Источников появления отработанного масла множество – это трансформаторы, турбины, автомобили, гидравлические приводы и т.д.

В мире действуют определенные стандарты, согласно которым к маслам, которые обязательны к переработке, принадлежат (приведены только основные пункты):

  • отработанные моторные масла и смазки транспортных средств;
  • отработанные индустриальные масла (турбинные, электроизоляционные, компрессорные, подшипниковые, кабельные и т.п.).

Для отсутствия путаницы приводится также перечень продуктов, которые не следует считать отработанными маслами. К ним принадлежат:

  • растительные или животные жиры;
  • вещества, загрязненные отработанными маслами. Например, сорбенты, металолом;
  • вещества, образовавшиеся в результате очистки дна резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов;
  • добытые из разлива природные нефтетоплива;
  • различные растворители;
  • отработанный керосин и антифриз;
  • продукты, которые невозможно переработать с помощью методов, использующихся для переработки отработанного масла.

Немного цифр

В 2010 году в мире потреблялось около 42 млн. тонн смазочных масел. По прогнозам специалистов, в 2015 году эта цифра должна составить 45 млн. тонн.

В таблице 1 приведена структура использования смазочных материалов различных типов.

Таблица 1

Структура использования смазочных материалов различных типов

Тип масла

Доля в общем использовании, %

1 Автомобильные смазки

56

2 Гидравлическое масло

13

3 Технологическое масло

10

4 Другие типы промышленного масла

11

5 Смазка

3

6 Промышленное трансмиссионное масло

2

7 Другое

5

По предварительным оценкам неконтролируемому сливу, сжиганию или же другому неправильному методу утилизации в мире ежегодно подлежит около 16 млн. тонн отработки.

Систематически собирается только около 50% (20 млн. тонн) отработанного масла.

В чем опасность отработанного масла?

Чаще всего отработанное масло относится к опасным отходам 2-го или 3-го класса, т.е. высокоопасным или умеренноопасным отходам.

В целом отработка является еще более опасной, чем сырая нефть, поскольку кроме нефтяной основы в ее состав входят приобретенные в ходе эксплуатации смолы, карбены, добавки, полиолефины, механические примеси и прочие загрязнения.

Негативное влияние отработанного масла на окружающую среду выражается в загрязнении водных ресурсов и почвы, а также канцерогенном и мутагенном действии. Например, при сливе в водоем один литр отработанного масла способен загрязнить до одного миллиона литров воды.

Переработка отработанного масла – законодательная база

В Европейском Союзе (ЕС) в случае отсутствия национального закона, регулирующего обращения с отработанными маслами, в действие вступает общее законодательство ЕС по отходам. Директивы ЕС предусматривают повторное использование отработанных масел. В случае отсутствия реальных технических, экономических или организационных препятствий именно повторная переработка отработанного масла значится в качестве наилучшего метода утилизации с точки зрения экономии энергетических ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды.

Рассмотрим наиболее известные нормативно-правовые акты, касающиеся сбора и регенерации отработанных масел.

В 1975 году в США был принять национальный закон о регенерации масел. На тот момент он включал ряд принципиальных новшеств, которые выражались в:

  • обязательном сборе отработанных масел уполномоченными приемщиками с последующей лицензированной экологически чистой переработкой;
  • развитии сети лицензированных уполномоченных приемщиков, главной задачей которых становились примем, сборка, сортировка по качеству и переработка отработанных масел;
  • системе нормативно-технической документации, регулирующей сбор и сортировку по качеству отработанных масел с целью дальнейшего рационального использования;
  • развитии сети уполномоченных органов учета образования и контроля объемов сдачи использованных масел с функциями определения степени загрязнения окружающей среды и наложения штрафов при нарушении действующего законодательства;
  • построении системы экономических поощрений на государственном уровне участников сбора, приема и переработки отработанных масел, а также тех, кто использует уже переработанные масла.

Где наиболее распространена переработка отработанного масла?

Отметим, что в нынешнее время регенерация отработанных масел получила наибольшее распространение на территории западноевропейских стран. И это несмотря на то, что доля собираемого сырья в разных государствах отличается: в Германии – 51%, в скандинавских странах – 42%, в других странах ЕС – от 20 до 27%. Лидерство Германии объясняется довольно просто: там введен принудительный сбор отработанного нефтяного сырья. Если говорить о конкретных цифрах, то сборщики отработанного масла получают до 45 евро за каждую тонну. Точная цена определяется качеством собираемого материала. Начиная с 2001-го года, правительством Германии было выделено свыше 2,6 миллионов евро на развитие процессов регенерации с получением базовых масел. Кроме того, ввелись специальные налоги и акцизы в поддержку реализации процессов утилизации отработанных масел. В частности, продукты, полученные в результате регенерации отработанного масла, полностью или частично освобождаются от обложения государственной пошлиной.

На территории Южно-Африканской Республики (ЮАР) в 1994 году была создана отдельная некоммерческая структура, занимающаяся организацией экологически безопасного сбора, хранения и переработки отработанных масел по всей стране. Управление данной структурой осуществлялось высшим должностным лицом и правлением из 17 членов, в состав которого входили представители всех крупнейших производителей смазочных материалов. Среди функций правления стоит выделить определение размера денежных отчислений на литр свежего масла, продаваемого в ЮАР. Приведем интересные цифры. Только за первые пять лет существования организации для создания соответствующей инфраструктуры было выделено 14,9 миллионов долларов при окупаемости 2,4 миллионов долларов. И результаты не заставили себя долго ждать. За первые три года сбор отработанных масел был увеличен с 29000 м3/год до 36000 м3/год. А это составило почти 70% от всех масел, ежегодно собираемых в ЮАР.

С целью упрощения сбора отработанного сырья на уровне индивидуального пользователя были разработаны и внедрены небольшие экологически безопасные контейнеры. После их заполнения владелец должен связаться с официальным сборщиком. В целом по всей стране налажена работа около 15000 точек сбора. Накопленное сырье закачивается в специальные цистерны, возможность его утечки при этом сведена к минимуму. Также проводится разъяснительная работа через прессу, радио и телевидение.

Как переработать отработанное масло?

Впервые о переработке отработанного смазочного масла заговорили еще в 1930 году. Но более-менее массовым этот процесс стал только с 1970-хх годов. Исторически первым способом переработки стало сжигание с целью получения энергии. Далее отработку начали подвергать специальной очистке, после чего добавляли в свежие масла.

Сжигание без предварительной очистки

Если сжигать отработанное неочищенное масло, то продукты его сгорания могут попадать в окружающую среду и в организм человека, что недопустимо. Такая переработка возможна только в одном случае: когда и масло, и оборудование, на котором оно сжигается, полностью соответствует требованиям действующих нормативно-правовых актов.

Переработка для получения топлива

Этот тип переработки представляет собой получение жидких топлив с низким содержанием осадка и воды. Это нужно для того, чтобы не забивались горелки и трубы, а также не накапливался осадок в резервуарах. От предыдущего способа этот отличается необходимостью фильтрации для удаления грубых механических примесей. Обычно они отделяются от масла путем отстаивания или пропускания отработки через специальные пористые фильтры. Этих процессов не достаточно для того, чтобы удалить все химические загрязнения. Поэтому на практике используются также дистилляция и обработка отбеливающей глиной.

Что такое переработка отработанного масла?Восстановление в местах использования

Такой подход обычно используют заводы или другие крупные предприятия, производящие большое количество отработанного масла. Система фильтрации используется для удаления вредных примесей непосредственно на месте эксплуатации. При своевременной очистке вполне реально продлевать срок службы масел. Для этого используются установки типа ЦФУ торговой марки GlobeCore.

Переработка на нефтеперерабатывающих заводах позволяет использовать отработанное масло в процессе переработки нефти для производства бензина.

Что такое переработка отработанного масла?Регенерация с полным восстановлением свойств

Применение установок типа СММ-Р (только трансформаторные масла) и УВР (трансформаторные, турбинные, индустриальные масла) торговой марки GlobeCore позволяет восстанавливать эксплуатационные свойства отработанных масел до нормированных значений, что делает возможной их дальнейшую эксплуатацию по прямому назначению.

Теоретический срок службы масла в случае своевременного применения регенерационных процессов стремится к бесконечности, что делает данный подход наиболее предпочтительным как с экологической, так и экономической точки зрения. Особенно если учесть тот факт, что энергозатраты на регенерацию на 70% меньше, чем на получение товарных масел из сырой нефти.