3.7 Вяжущие для дорожного покрытия

Смесь для дорожного покрытия состоит из вяжущего и минеральных добавок, таких как песок с размером частиц 0–2 мм, гравий с частицами от 2 до 32 мм и щебенка с размером частиц от 32 до 56 мм.

Чтобы увеличить вязкость и одновременно термическую устойчивость вяжущего, в качестве наполнителя добавляется минеральный порошок с размером частиц 0–0,09 мм. Обычно поверхность дороги состоит из трех слоев.

Примеры: a) Нижнее основание, включающее крупнозернистые минералы с размером частиц до 56 мм и вяжущее (содержание по массе от 3 до 4%).

Содержание вяжущего характеризуется вдавленностью сжатой смеси, которая должна быть как можно меньше. Чем выше содержание вяжущего, тем больше сопротивляемость смеси впитыванию воды и частиц пыли. Толщина слоев зависит от вида транспорта и подстилающего грунта – толщина может меняться, например, от < 20 мм для верхнего слоя до 200 мм для нижнего слоя и, соответственно, нижнего основания. Впрочем, толщина слоя для взлетно-посадочной полосы аэропорта может составлять до 600 мм. Естественно, тонкие слои будут дешевле, поскольку потребуют меньше материала. Например, слой толщиной 20 мм подразумевает только массу приблизительно 30 кг/м2. Растущее применение полимермодифицированных вяжущих позволит использовать все более тонкие
дорожные покрытия.

Измерение реологических свойств подобных смесей невозможно из-за слишком большого размера гранул, поэтому исследуется только вяжущее. Реологические характеристики смеси в значительной мере определяются вяжущим. Эксперименты показали, что результаты, полученные для вяжущего, хорошо коррелируют с фактическим поведением конечной смеси. Однако прогнозирование долгосрочных характеристик смеси, связанных с высокой интенсивностью движения, в полном объеме невозможно.