1 ВВЕДЕНИЕ

Дорожное покрытие постоянно подвергается усиленному износу, что представляет существенный фактор затрат для организаций, занимающихся дорожным строительством. Поэтому интенсивное, глубокое изучение различных строительных материалов, используемых для улучшения эксплуатационных качеств и увеличения долговечности дорожных покрытий, является чрезвычайно важным, особенно для государственных административных органов, а также для дорожно-строительных организаций, производителей строительных материалов и исследовательских учреждений.

В результате, в 1993 г. в США по предложению федерального управления шоссейных дорог (Federal Highway Administration, FHWA) американской ассоциацией государственных служащих, отвечающих за автодорожные перевозки в штатах (American Association of State Highway and Transportation Officials, AASHTO), была разработана стратегическая программа исследования дорог (Strategic Highway Research Program, SHRP). Эта программа обеспечивает сведения о спецификациях, необходимых для технического анализа и проверки вяжущих горячего приготовления, используемых в дорожном строительстве. На основе опытных данных, полученных в результате реализации программы SHRP, в США в настоящее время обсуждается проект создания асфальтовых дорожных покрытий с высокими эксплуатационными характеристиками (Superior Performance Asphalt Pavements Project, SUPERPAVE), с другой стороны, в Европе форум европейских лабораторий по исследованию автодорог (Forum of European Highway Research Laboratories, FEHRL) работает над европейской стратегической программой исследования дорог (Strategic European Road Research Program, SERRP).

Вяжущие вещество являются неотъемлемой частью всего дорожного покрытия и используются для связывания твердых минеральных добавок, таких как песок или камень. Данные измерений для вяжущих веществ, полученные согласно спецификациям SHRP, показали хорошую корреляцию с данными о реальном износе, обусловленном обычным движением транспорта и климатическими условиями. Вяжущее, используемое для строительства дорог, в Европе называется битумом, тогда как в Америке преимущественно асфальтом, хотя в обоих случаях речь идет об одном и том же материале.