Способы анализа масла в диагностике машинного оборудования

Текущее состояние и рабочий ресурс современного технологического оборудования более чем на 60% определяется качеством масла. Машинные масла, пребывая в эксплуатации, подвергаются воздействию целого ряда негативных факторов:

  • температуры;
  • окружающей среды;
  • химического взаимодействия с другими материалами;
  • электрических полей (для трансформаторных масел) и т.п.

Если масло потеряло свои защитные свойства, то это непременно скажется на двигателе: увеличится скорость его износа, что в конечном итоге приведет к выходу из строя. Для предотвращения подобных явлений необходимо прибегать к выполнению такой операции, как фильтрация масла. На практике для ее осуществления применяются мобильные масляные станции GlobeCore, характеризующиеся энергоэффективностью, экономичностью и высоким качеством фильтрации. Но как определить тот момент, когда нужно применить фильтрацию? Неоправданная обработка масла чревата нежелательным расходом финансовых ресурсов. Поэтому для своевременного обнаружения изменения качеств масла проводят систематический контроль его состояния.

В зависимости от того, какое масло нужно проверить, существует два разных подхода. В том случае, если необходимо оценить состояние продукта, который только заливается, руководствуются нормативными требованиями действующего ГОСТа на каждый конкретный тип масел. Именно ГОСТ регламентирует необходимые эксплуатационные характеристики и способы их определения (вязкость, температура воспламенения, температура вспышки, общее щелочное число и т.д.). Второй подход используется тогда, когда имеют дело с маслом, отработавшим определенный промежуток времени. В этом случае также можно прибегнуть к контролю параметров и методов их нахождения, изложенных в ГОСТе. Но существуют и другие варианты.

Трибодиагностика позволяет оценить состояние машинного оборудования. Но данный метод не получил широкого применения и на сегодня используется преимущественно при обслуживании газотурбинных двигателей.

Суть трибодиагностики состоит в оценке технического состояния машинного оборудования по составу и концентрации продуктов износа в масле при помощи специальных приборов (анализов, спектрометров и т.п.). Подобный анализ позволяет определить концентрацию того или иного материала, из которого изготовлены детали, подвергающиеся трению. По полученной величине проводят усреднение износа необходимой детали и принимают решение о необходимости ремонтного вмешательства.

Для определения вида износа и интенсивности трения используют феррографию. При этом анализируются форма, распределение размеров частиц, состояние их поверхности и материалы, из которых они состоят. Преимуществом метода является возможность практического применения не только при работе с магнитными, но и немагнитными материалами (графит, бронза, алюминий, латунь и т.п.).

Инфракрасная спектроскопия позволяет получить информацию о таких важных параметрах масла, как содержание воды, щелочное число, кислотное число, содержание сажи, присадок и продуктов окисления.

Кроме важности самого анализа не менее важно также выполнить правильный отбор проб, поскольку непредставительная проба может привести к неправильной диагностике работающего оборудования.