Законодательная база переработки отработанных масел: как это сделано в разных странах

Отработанные смазочные масла, а также сопутствующие им отходы (опилки, песок, отработанные масляные фильтры) являются большим источником загрязнения биосферы. Поэтому проблеме их переработки уделяется повышенное внимание. Особой остроты ситуации добавляет тот факт, что отработанные масла при попадании в окружающую среду обезвреживаются естественным путем лишь в очень незначительной степени.

Эксплуатация нефтяных масел сопровождается изменением их физико-химических свойств, вызванным процессами термического разложения и окисления. В результате нефтепродукты накапливают в себе асфальто-смолистые вещества, кислоты, различные соли, частицы сажи, частицы металлов и окислов, поверхностно-активные вещества.

Также добавим, что присадки, добавленные ранее в масло, могут удерживать загрязняющие вещества, попавшие тем или иным путем в нефтепродукт. Поэтому сжигание отработанного масла чревато загрязнениями атмосферы сажей, тяжелыми металлами, диоксидом серы и т.п. Многие страны уже давно пришли к пониманию данной проблемы и сжигают отработку только после удаления из нее экологически вредных веществ.

В Европейском Союзе (ЕС) в случае отсутствия национального закона, регулирующего обращения с отработанными маслами, в действие вступает общее законодательство ЕС по отходам. Директивы ЕС предусматривают повторное использование отработанных масел. В случае отсутствия реальных технических, экономических или организационных препятствий именно повторная переработка значится в качестве наилучшего метода утилизации с точки зрения экономии энергетических ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды.

Рассмотрим наиболее известные нормативно-правовые акты, касающиеся сбора и регенерации отработанных масел.

В 1975 году в США был принять национальный закон о регенерации масел. На тот момент он включал ряд принципиальных новшеств, которые выражались в:

  • обязательном сборе отработанных масел уполномоченными приемщиками с последующей лицензированной экологически чистой переработкой;
  • развитии сети лицензированных уполномоченных приемщиков, главной задачей которых становились примем, сборка, сортировка по качеству и переработка отработанных масел;
  • системе нормативно-технической документации, регулирующей сбор и сортировку по качеству отработанных масел с целью дальнейшего рационального использования;
  • развитии сети уполномоченных органов учета образования и контроля объемов сдачи использованных масел с функциями определения степени загрязнения окружающей среды и наложения штрафов при нарушении действующего законодательства;
  • построении системы экономических поощрений на государственном уровне участников сбора, приема и переработки отработанных масел, а также тех, кто использует уже переработанные масла.

Отметим, что в нынешнее время регенерация отработанных масел получила наибольшее распространение на территории западноевропейских стран. И это несмотря на то, что доля собираемого сырья в разных государствах отличается: в Германии – 51%, в скандинавских странах – 42%, в других странах ЕС – от 20 до 27%. Лидерство Германии объясняется довольно просто: там введен принудительный сбор отработанного нефтяного сырья. Если говорить о конкретных цифрах, то сборщики отработанного масла получают до 45 евро за каждую тонну. Точная цена определяется качеством собираемого материала. Начиная с 2001-го года, правительством Германии было выделено свыше 2,6 миллионов евро на развитие процессов регенерации с получением базовых масел. Кроме того, ввелись специальные налоги и акцизы в поддержку реализации процессов утилизации отработанных масел. В частности, продукты, полученные в результате регенерации отработанного масла, полностью или частично освобождаются от обложения государственной пошлиной.

На территории Южно-Африканской Республики (ЮАР) в 1994 году была создана отдельная некоммерческая структура, занимающаяся организацией экологически безопасного сбора, хранения и переработки отработанных масел по всей стране. Управление данной структурой осуществлялось высшим должностным лицом и правлением из 17 членов, в состав которого входили представители всех крупнейших производителей смазочных материалов. Среди функций правления стоит выделить определение размера денежных отчислений на литр свежего масла, продаваемого в ЮАР. Приведем интересные цифры. Только за первые пять лет существования организации для создания соответствующей инфраструктуры было выделено 14,9 миллионов долларов при окупаемости 2,4 миллионов долларов. И результаты не заставили себя долго ждать. За первые три года сбор отработанных масел был увеличен с 29000 м3/год до 36000 м3/год. А это составило почти 70% от всех масел, ежегодно собираемых в ЮАР.

С целью упрощения сбора отработанного сырья на уровне индивидуального пользователя были разработаны и внедрены небольшие экологически безопасные контейнеры. После их заполнения владелец должен связаться с официальным сборщиком. В целом по всей стране налажена работа около 15000 точек сбора. Накопленное сырье закачивается в специальные цистерны, возможность его утечки при этом сведена к минимуму. Также проводится разъяснительная работа через прессу, радио и телевидение.